Дхарма – неизбежность закона и отдых от ответственности.
Дуальная пара «Карма-Дхарма»
Есть «карма» - ситуации свободного волевого выбора при жестко сложившихся обстоятельствах. Ситуации, относительно которых мы имеем право, возможность и необходимость проявить собственную волю и сделать выбор по поводу того, как себя вести и какой жизнененный опыт получать.
А есть «дхарма» - ситуации, в которых действуют неизбежные законы, законы, управляющие той реальностью, в которой человек живет и которой человек следует. Именно дхарма может быть фактором, который или максимально помогает нам и воплотить желаемое, и следовать пути, или напрочь затрудняет, а то и делает невозможными нужные нам события.
Попал в обстоятельства, где дхарма благоприятствует нам – можно вообще ничего не «делать» (то есть осознанно прилагать усилия, преодолевая некий конфликт между собой и ситуацией). Следуй сложившимся обстоятельствам, не перечь их законам и самому процессу, используй сложившееся себе на пользу – все будет в порядке.
Но можешь попасть в обстановку, где дхарма не благоприятствует вашим планам – маршрутка едет «не туда», идет затяжной дождь на курорте, несвежая рыба однозначно вызвала проблемы с пищеварением, курс доллара вовсе не «один к двум» - а так хотелось… Или твоё представление о ситуации в корне различается с дхармой ситуации: почему-то ты считаешь, что можно переходить улицу в любом месте, а вот инспектор так не думает и придется платить штраф…
И тут противодействие дхарме губительно и разрушительно: дхарма имеет очень мощный «инерционный потенциал», она действует давно и постоянно, взаимосвязана с некими глубинными потоками, обеспечивает взаимосвязи очень многих жизненных процессов и факторов стабильности жизни. Попробовать ей противоречить – оказаться «за бортом» и потратить большое количество сил для достижения желаемого результата.
К счастью для нас, дхарма, в принципе, полезна. Научившись соблюдать дхарму, учитывать её в своей жизни, мы научаемся умению принимать судьбу и делать верные выборы. Только важно увидеть правильную Дхарму. Дело в том, что есть серьезное различие природной и социальной дхармы.
Есть природная дхарма: законы природы, свойства вещества, строения материи, устройства человеческого организма и строения психики. Это «Богу - богово…» Тут, как правило, особых выборов нет, кроме китайского совета: «раздражает жара – убери раздраженность». Действительно, если идет дождь, то он идет и это особо не изменишь.
Но есть дхарма социальная – социальные правила, законы, табу и договоренности. Это «кесарю – кесарево». В природной дхарме лучше принимать дхарму «как есть» и позволить закону природы все сделать для вас (хотите пить – позвольте воде стечь в ваш желудок, хотите сесть – позвольте земле притянуть ваше тело, хотите скользить на коньках – позвольте трению создать прослойку воды между вами и льдом…). А вот в социальной дхарме – можно и выбрать: подчиняться явной дхарме или нет. Можно найти другую дхарму: забирают тебя в армию, а ты пошел в больницу и по дхарме-закону с такими заболеваниями в армию не берут. Или в неприятном разговоре с начальником по поводу несоблюдения «рабочей дхармы» (постоянные опоздания), можно «переключить» ситуацию с «рабочей» на межличностную: или сексуальность задействовать, или о детях спросить, или о хобби поинтересоваться…
В социальных ситуациях приходится применять определенные социальные умения, которые нарабатываются только на личном социальном опыте. Их отсутствие может серьезно усложнить прохождение социальных дхармических ситуаций. В таких случаях человек склонен превращать дхармическую ситуацию в кармическую, пытаясь что-то изменить в «свою сторону»: объяснить продавщице, которая уверяет, что это «ваш размер и вам идет» (при этом в блузку войдет еще и ваша подруга), что она врет и поступает нечестно, «считая всех дураками»… Продавщице от этого «ни жарко, ни холодно» – вы «одна из многих», а ей зарплату получить нужно и процент от проданного. А вам – потраченные нервы и негативное отношение персонала этого бутика.
В этом и состоит Главная Дхармическая Проблема: смешение ситуаций кармы и ситуаций дхармы.
В Карме следует максимально осознанно и активно отстаивать свою точку зрения, менять ситуацию, создавать новизну, изменять мир, брать ответственность за происходящее. Тут мир вокруг вас находится в неустойчивом состоянии и готов изменяться под вещими действиями. Ему надоело быть прежним, он прежний «работает» плохо.
В Дхарме все наоборот – мир прекрасно себя чувствует прежним, работает у него все отлично, вам нельзя ничего изменять, ответственности вашей (кроме как следования по дхарме) никакой, новизны нет и можно спокойно следовать идущему процессу. А так не хочется, хочется «свое» утвердить и выйти победителем! Это как стоять на рельсах и кричать идущему на вас поезду: «стой!» Поезд будет ехать дальше, вместе с теми, кто принял дхарму.
В общем-то дхарма ничего против нас или нашего пути не имеет – и мы, и наш путь ей, с одной стороны «глубоко параллельны», но с другой стороны, прохождение Пути каждым из нас есть проявление некой очень глубинной, базовой дхармы, той самой, которая упорядочивает наш путь, закономерно приводит нужные события и так далее. Тут можно говорить о дхарме Кармического развития- в любом случае, именно она организует нам системное протекание кармы.
Для успеха в гармоничном соединении кармы и дхармы человек должен внимательно следить и чувствовать, когда дхармическая ситуация вдруг превращается в кармическую, а затем возвращается в русло дхармы. Вспомним «Мастера и Маргариту» Булгакова, Иершалаимскую линию романа. Суд над Иешуа, чисто дхармическая ситуация. Пилат, следуя своей дхармической роли, ведет дхармический допрос. Йешуа дхармически отвечает. Но вот близится Полдень, боль пронзает голову Пилата, становясь нестерпимой и он входит в «кармический режим», приближаясь к волевому решению. И тут Йешуа совершает кармический поступок. Он становится Иисусом, выступает в Свет Солнца и говорит Настоящим голосом: «А дело в том, прокуратор, что ты трусливо помышляешь о смерти…» И Пилат вдруг осознает Кто пред ним. И ясно понимает что нужно Делать – совершить Кармический поступок, начисто изменив свою жизнь, идти за Ним, отказавшись от статуса, титула, власти… Но прокуратор «сбегает в дхарму» - тут же придумывает дхармическое решение, которое ничего особо в его статусе не меняет, а Иешуа рядом оставляет в удобной дхармической роли целителя… А не роли Бога – как того требовала Карма. Что было дальше – вы знаете…
Именно так ведет себя «Воин Духа» или «Воин Кармы»: чутко и внимательно следит за повседневными рутинными и привычными процессами, не давая себя убаюкать привычностью. Он «охотится» за кармическими ситуациями – чтобы одним словом, фразой, движением изменить мир и свое место в мире… А затем, когда приходит в себе и включает дхарму вновь созданных процессах Воин вновь уходит в тень, становясь привычным и как-бы предсказуемым – до следующего Кармического Урока.
|